Антисионизм - это антисемитизм?
Антисионизм это то же самое, что и антисемитизм? Можно ли ставить между этими понятиями знак "равно"? Для вас разбирался Леонид Голденберг.
На протяжении долгого времени я видел множество размышлений на эту тему. Разные люди соревновались в попытке навязать свою онтологию (картину мира) другим.
Обычно позиции сводятся к следующему:
- "Антисионизм - это не антисемитизм, у нас нет проблем с евреями, лишь только с сионистами".
- "Антисионизма не существует - это все антисемитизм".
Давайте разберем оба эти тезиса?
Существуют антисионисты, которые упорно говорят, что они не антисемиты, но вполне себе устраивают погромы синагог в западных странах, которые к сионистскому движению, вроде бы, никакого отношения не имеют, а также яростно отрицают наличие любых других национальностей, кроме евреев, в рядах сионистов (американцы-евангелисты, друзы и многие другие игнорируются).
В чем причина такого поведения? Зачастую позицию "мы антисионисты, а не антисемиты" занимают левые движения, в которые входят евреи или те, кто пытается "косить" под евреев (такие люди очень любят выступать с тезисом "я еврей и могу критиковать других евреев"). Несмотря на то, что в левой матчасти есть понятие токен-гей (это всем знакомое "у меня есть друг-гей, который против гей-парадов") и использование такого считается признаком дурного тона, мало кого смущает применение "токен-еврея".
Почему левые движения ведут себя таким образом? Это продолжение политики Советского Союза и идеологии марксизма, которая в нынешнем ее виде объединяет феминистические движения, движения против лендлордов, капитализма, сионизма (как неоколониального отростка гегемона-США), бодипозитив, ЛГБТ-организации и исламистских идеологов "мусульманского сопротивления".
Как вы могли заметить, намешано здесь многое, от реально полезных вещей, до сомнительных и даже совсем ужасных. Как это все умещается в рамках одной идеологии? Ответ - идентификация.
Жозеф Сийес писал: "Что такое третье сословие? Ничто. Чем оно хочет стать? Всем». В таком виде марксизм хочет показать логику, что мы "Все и ничего" и который хочет сделать этим "всем" - "пролетариат". Таким образом марксизм изобрел самое мощное идеологическое явление последних веков - идентификацию. И если раньше она формировалась по отношению к "рабочему классу", более современные идеологи расширили ее до идентификации по "всему и ничему". И к "движению" можно примкнуть просто подходя под "формат". И все это граничит с пренебрежительным отношением ко всему, что было в головах людей ранее, к так называемым "предрассудкам".
Как описывал "циничность Просвещения" немецкий философ Петер Слоттердайк, эти идеологии занимают самую высокую пальму, "самых умных и просвещенных", любые идеи отличные от их просвещенных идей они называют "предрассудками" и смотрят на все сверху вниз, причем довольно пренебрежительно.
Идентификация, которая позволяет не только быть "в теме", но и занимать позицию "просвещенных и самых образованных", то самое "знание-сила", которое почему-то обязательно заключает в себя понятие "абсолютно хорошей силы", а все что не является этим знанием, является "абсолютно плохими предрассудками и ложью".
И как марксизм упрощает абсолютно все социальные явления до простой бинарной "борьбы классов", так и неомарксизм продолжает эту политику, разделяя все на уже новую борьбу "просвещенных" и "непросвещенных".
Противоположную позицию занимают как раз носители тех самых "предрассудков", без оглядки критикуя своих оппонентов просто по факту принадлежности к левому движению. Петер Слоттердайк в размышлениях о взаимоотношениях идеологий так назвал главу своей книги: "КРИТИКА ИДЕОЛОГИЙ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕУДАВШЕГОСЯ ДИАЛОГА ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ".
Марксизм, как и неомарксизм, будучи критикой идеологии, сам становится идеологией, особенно в том виде, в каком он применялся в реальных политических системах. Марксизм, пытаясь освободить человека от идеологического господства, нередко сам превращается в инструмент доминирования. И главное идеологией массовой, социальной, которая может в себя принять что угодно. Главное условие - вести борьбу против "капитализма/гегемонии США/что-угодно". Так и получается, что одновременно в одном и том же движении могут быть представители ЛГБТ и исламисты, которые мечтают отрезать этим представителям ЛГБТ головы.
Марксистский, а следовательно и антисионистский, как часть общей структуры, миф подпитывается, как и любая религия идеология на сверхидее. В данном случае - освобождении для всех. Обещание часто оказывается нереализуемым и служит для оправдания насилия и принуждения.
Но простая ругань в сторону оппонентов не дает реальных ответов, все намного сложнее.
Антисионизм не является антисемитизмом, но антисионизм настолько успешен и популярен, потому что он базируется и надстраивается на фундаменте антисемитизма, который засел глубоко в подкорке людей. Любые борцы с предрассудками, а также стереотипами, сами являются носителями таких вот предрассудков и стереотипов, как правильно писала феминистка и философ Джудит Батлер, изучающая гендерную теорию (неожиданно, да?) - нет смысла в создании новых гендеров и идентификаций, так как все это базируется на патриархальной системе и кирпичики для создания этих самых гендеров вы берете с того же самого завода, что и цисгендерные, патриархальные гетеросексуалы. Стоит "перенаполнять" смыслами уже готовые нарративы (так проще будет их продать старой гвардии). Гораздо проще наполнить старые, уже готовые слова новым смыслом и тогда "охранники старого языка" будут меньше сопротивляться внедрению таких определений.
Что такое надстройка смыслов объясню на простом примере, которым со мной поделился Виктор Вахштайн на прошлой неделе.
Вы знали, что во французской прессе Израиль любят принизить, используя слово "пираты"?
В 1969-м году Франция ввела Израилю полное эмбарго на поставку вооружений и просто не отдали 5 ракетных катеров, за которые Израиль уже заплатил. Израиль создал фирму-однодневку и прислал во Францию военных под видом инженеров этой фирмы из Норвегии. Таким образом, катера были проданы подставной фирме. Во Францию прибыли 70 израильтян, выдававших себя за норвежцев. Катера были оформлены на подставную компанию из Панамы. В итоге израильтяне угнали 5 судов, а французы поняли, что произошло, когда корабли были уже у берегов Португалии.
Французам было нечего предъявить, так как на самом деле - обманщики они (корабли-то были оплачены), однако во французской прессе активно начал раскачиваться нарратив "Израиль - страна пиратов".
Пират это очень плохое слово во Франции. Так получилось, что слово "пират" имеет категорически негативный контекст в двух европейских странах - Франции и Испании. Исторически так сложилось, что корабли этих морских держав особенно сильно страдали от пиратства.
И средний француз мгновенно состыковал: раз Израиль - это пираты, значит, они очень плохие.
Затем над этим нарративом возникла следующая конструкция:
Израильтяне это пираты, а пираты грабят честно нажитое имущество и отбирают корабли. Значит, Израиль грабит и отбирает дома и землю у палестинцев! С этим обязательно нужно бороться.
В итоге вот так на исторической памяти о борьбе с пиратами вырос антисионизм.
По той же причине у российской пропаганды не получилось сразу же навязать западным левым онтологию того, что Украина - это придаток США. Про Украину и украинцев, большинство западных активистов просто ничего не знали.
Постепенно, Россия и ее союзники, уже по готовым сценариям продавливают эту позицию(Украина - это Израиль, ЛДНР сопротивление, Американское марионеточное правительство), но идет со скрипом, так как такого фундамента, как в отношении Израиля и евреев - не было.
Гораздо проще выращивать картошку там, где земля уже вспахана и удобрена, чем годами готовить почву. Так и антисионизм базируется на антисемитизме, является новомодным зданием, стоящем на прочном старом фундаменте.
Автор текста Леонид Голденберг